Обнародованы формы документов, необходимых для легализации дачных участков и построек
1 сентября вступил в силу федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 года, в народе названный «дачной амнистией». Теперь, по мысли чиновников, граждане смогут без лишней волокиты и чрезмерных денежных трат зарегистрировать в собственность свои участки и построенные на них домики. Впрочем, если судить по сообщениям информагентств из регионов, люди не очень-то спешат воспользоваться этим правом: очередей в кабинеты местных чиновников никто пока не заметил.
Это объясняется не только малой активностью самих граждан (1 сентября все-таки, детей в школу вести надо). Региональные власти оказались не готовы к работе по новым правилам. В том числе - из-за медлительности федеральных органов. Так, Минэкономразвития лишь в конце прошлой недели зарегистрировало и направило в прессу новые формы, необходимые для регистрации прав собственности: декларацию об объекте недвижимости и технический паспорт на жилой дом. «Местные» чиновники в большинстве своем эти формы еще не получили. Впрочем, заявил «Газете» замдиректора департамента имущественных и земельных отношений экономики природопользования Минэкономразвития Андрей Ивакин, граждан волновать это не должно: «Эти формы можно, например, скопировать или распечатать с нашего сайта в Интернете». Старенькой деревенской бабушке вряд ли удастся последовать совету господина Ивакина: компьютеры и принтеры доступны далеко не всем. Сколько же ей придется ждать прибытия нужных бумаг, сказать пока сложно: это зависит от расторопности территориальных управлений Роснедвижимости и Росрегистрации.
Впрочем, для того чтобы собрать все необходимые документы, нужно еще проделать предварительную работу. Во-первых, узнать, какого типа ваша недвижимость. В Минэкономразвития разбили все загородные имения на две категории, к которым применяются разные правила регистрации. Первая категория - постройки на земле, выделенной под дачи или садоводчество, или же для строительства индивидуальных гаражей. Для оформления таких построек нужно заполнить довольно простую декларацию, в которой указать общие параметры постройки. Например: адрес объекта; его назначение (скажем, жилое или нежилое здание); общую площадь, количество этажей и год постройки; материал, из которого состоят наружные стены; подключен ли дом к инженерно-техническим сетям и тому подобное. Форма выглядит довольно простой: по многим параметрам необходимо поставить «галочки» перед нужным вариантом.
Затруднения у многих дачников вызовет лишь один пункт этого документа - необходимость указать кадастровый номер участка. По старым правилам, для этого нужно было заводить межевое дело и вызывать землемеров. Это далеко не всем по карману. В Подмосковье, например, по словам главного юриста группы отделов компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Светланы Матвеевой, услуги геодезических организаций стоят порядка 15-30 тысяч рублей в зависимости от места. «Сейчас проводить межевание не обязательно, - успокаивает Андрей Ивакин. - Достаточно получить в местном земельном комитете кадастровый план вашего участка». На основании этого документа автоматически будет присвоен кадастровый номер. Сложности могут быть две. Первая - если площадь вашего участка по документам не совпадает с фактической. Устранить эту проблему можно, согласовав «откорректированные» границы с соседями: собрать их подписи, что они не возражают. Вторая сложность: если личные участки в садоводческом товариществе или иной некоммерческой организации не имеют собственных кадастровых номеров, а зарегистрирована вся земля товарищества. В таком случае нужно иметь на руках проект границ личных участков, а также справку из управления товарищества о том, что ваш дом расположен на их участке.
Итак, в Росрегистрацию нужно принести три документа: заполненную декларацию, кадастровый план участка (или заменяющие его документы из товарищества), а также правоустанавливающий документ на землю. Причем подойдут не только свидетельства о праве собственности, но и старые советские акты: о бессрочном пользовании, например. На худой конец, сойдет и выписка из хозяйственной книги местной администрации.
Несколько сложнее зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости, построенные на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Иначе говоря, не дачные домики, а коттеджи. Для регистрации таких домов вместо простой декларации нужен техпаспорт, который, как и прежде, составляют сотрудники бюро технической инвентаризации (БТИ). «Здесь принципиально ничего не изменилось, - поясняет Андрей Ивакин. - Просто мы уточнили форму, которую заполняют сотрудники БТИ». Технический паспорт - описание куда более развернутое, чем декларация, и занимает оно обычно не менее полутора месяцев. И стоить будет не менее 1,5-3 тысяч рублей. А если вы пожелаете ускорить процесс и обратитесь за помощью к частным фирмам, то вполне можете потратить в разы больше: столичные фирмы просят от 15 тыс. рублей.
Впрочем, сказать, что владельцев коттеджей «дачная амнистия» обошла стороной, все же нельзя. «Дело в том, - говорит Ивакин, - что почти половина из них возвела на своих участках «самострой». И раньше для легализации этих построек нужно было по нескольку лет судиться. Теперь не нужно ходить по судам и не нужно обращаться к разным инспекциям - пожарной, например, или экологической. Достаточно заполнить техпаспорт». Впрочем, отмена необходимости получать разрешение на строительство - временная мера, она действует до 2010 года. Так что сильно откладывать легализацию "самостроя" не стоит.
А пока у чиновников осталось не так много возможностей для отказа в регистрации. Это неполный перечень документов, нарушение градостроительного регламента (для ИЖС) или законодательный запрет на приватизацию конкретного участка. Например, если он находится в природоохранной зоне или на его месте к моменту регистрации запланирована дорога.
Матвей Масальцев
Газета